вторник, 28 января 2014 г.

Взятие Измаила

Заканчивался 1790 год — третий год так называемой второй русско-турецкой войны (первая продолжалась с 1768 года по 1774-й и закончилась победой русской армии). И хотя эту войну начала Турция, наступающей стороной была Россия, стремившаяся закрепиться по берегам Черного моря. В 1788 году — в первый год войны — после многомесячной осады русская армия штурмом взяла турецкую крепость Очаков (она находилась на берегу Черного моря близ впадения в нее реки Буг). А на следующий год войска под командованием А. В. Суворова одерживают две большие победы над турецкой армией — в сражениях у селения Фокшаны и на реке Рымник. За вторую из этих побед Суворов был удостоен почетного титула графа Рымникского.
Но несмотря на все неудачи, Турция не соглашалась на заключение мира. Она все еще имела много войск и сильный флот на Черном море, а также большое количество крепостей по берегам реки Дунай. Самой важной из этих крепостей был Измаил. Он располагался близко к русским владениям по берегу Черного моря, что позволяло турецкому командованию посылать от него свои войска и корабли, чтобы нападать на русские территории. После потери Очакова турки с помощью французских специалистов по строительству крепостей стали усиливать Измаил — строить новые укрепления вокруг него. Поэтому чтобы России победоносно закончить войну, надо было взять Измаил.

Но осадить эту крепость удалось только осенью 1790 года — после того, как русский Черноморский флот под командованием Федора Федоровича Ушакова дважды нанес поражение турецкому флоту. Благодаря этим победам корабли Ушакова смогли войти в Дунай и отрезать Измаил от противоположного берега реки, а русские войска окружили крепость с суши. Но на долгую осаду у русского командования времени не было — ведь уже началась зима со своими холодами, затруднявшими не только возведение укреплений вокруг осажденной крепости и обеспечение войск продовольствием, но и саму жизнь солдат под открытым небом. Поэтому главнокомандующий русской армией князь Григорий Александрович Потемкин направляет к Измаилу Суворова — генерала, известного своей энергией, решительностью, умением управлять войсками, вдохновлять их на победы. 13 декабря Суворов прибывает к крепости. И хотя турок по его сведениям в Измаиле было до 35 тысяч человек, а в его распоряжении имелось всего 30 тысяч русских солдат, он начинает готовить штурм. Войска не только изготавливают фашины (большие связки прутьев для засыпания рва перед крепостью) и лестницы, но и — неслыханное для тех времен дело! — тренируются в преодолении измаильских укреплений. Для этого в тылу русских войск был вырыт ров и насыпан вал — такие, какие имел Измаил — и на этом «макете» войсками отрабатывались их действия при штурме.
Солдат и офицер русской армии времен штурма ИзмаилаУже через 5 дней все было готово к атаке. Турецкому коменданту Измаила Суворов посылает письмо с предложением сдать крепость без боя, чтобы избежать кровопролития и неизбежной при всяком штурме жестокости войск по отношению к мирному населению города. Но турецкий военачальник отказался, ответив, если верить легенде, такими словами: «Скорее небо упадет на землю, и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил». 21 декабря русская артиллерия открывает ураганный огонь по противнику, а в ночь на 22-е войска выдвигаются на исходные позиции для штурма.
Атака началась в 6-м часу утра под покровом тумана и велась со всех сторон — не только по суше, но и со стоявших в Дунае кораблей. О ходе штурма мы знаем из подробного донесения Суворова Потемкину: передовые русские войска, выдерживая огонь турок со стен и отбивая их вылазки во фланги наступающих отрядов, заняли крепостной вал и все ворота в нем, а затем главные силы через эти ворота вступили в город, где турки продолжали оказывать упорное сопротивление. Только во втором часу дня — через 6 часов после начала штурма — остатки измаильского гарнизона сложили оружие. В плен попало 9 тысяч турецких солдат. Потери русской армии составили 1815 человек убитыми и 2445 ранеными.
Эта победа Суворова имела огромное значение — она еще раз и очень ярко продемонстрировала всей Европе силу русского оружия. И хотя война закончилась только на следующий год и только после еще двух больших побед — на суше и на море, — измаильский подвиг русской армии был высоко оценен правившей тогда в нашей стране Екатериной Второй: все участники штурма были награждены специально отчеканенной памятной медалью, а в честь Суворова изготовлена особая медаль с профилем полководца на лицевой стороне и названием мест его побед на оборотной.


Ж.Л. Жмодиков
сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи

Страничка автора

Комментариев нет: